Каталония
Море
 
 

Mузыка Каталонии

В Каталонии страсть и музыка всегда составляли единое целое. Их союз зародился во времена трубадуров, окреп в средневековых монастырях, пережил период упадка после подавления Восстания жнецов, возродился в классической и современной музыке в эпоху Ренащенсы, расцвел в своем народном обличии в хабанерах и сарданах, отправился в изгнание вместе с Пау Казальсом после Гражданской войны 1936 г., во время франкистской диктатуры вступил в контакт с европейским фолком, воплотившись в Нова Кансо («новой песне»), ярко проявился в каталонской поп- и рок-музыке с началом демократии, добравшись до электронных ритмов фестиваля Sónar.

Добро пожаловать в мир звуков Каталонии!

 

Во времена зарождения Барселонского графства в лирике и романсах трубадуров и сефардов воспевались повседневная жизнь и чувства каталонцев... Затем были средневековые монастыри, «Эсколания де Монтсеррат», хоровое пение и полифония духовной и светской музыки эпохи Возрождения... В период Ренащенсы (Каталонский Ренессанс) возрождаются национальное искусство и язык Каталонии, и каталонская классическая музыка расцветает в творчестве Альбениса, Момпоу и Монтсальватже... Виолончелист Пау Казальс... Хабанера и сардана, выросшие из народных песен и танцев, – дань традиции, оживленной смешением ритмов и стилей... Джаз и Нова Кансо: Серрат, Льяк, Раймон, Тете Монтолиу... Поп и фолк, электронная музыка, рэп и фьюжн: «Эстопа», «Охос де Брухо», Жерард Кинтана и «Элс Петс» собирают широкую аудиторию, и электронные ритмы каждый год завоевывают космополитичную Барселону на многочисленных международных фестивалях – Sónar, Primavera Sound, Summercase... Сегодня Каталония занимает видное место в мире классической и современной музыки, и свидетельство этому - такие фигуры, как композиторы Г инжоан и Амаргос, дирижер Рос Марба, оперные певцы Каррерас, Арагаль, Кабалье, Де Лос Анхелес, хоровое общество «Орфеон Каталан» и такие музыкальные площадки, как оперный театр «Лисеу» и концертный зал Дворец Музыки.

 

Детские голоса древнейшего в Европе хора «Эсколания де Монтсеррат» вызывают восхищение во всем мире. Ежедневно в исполнении этого хора мальчиков можно послушать гимны «Сальве» и «Виролай».

Антони Рос Марба с его оркестровкой национального гимна Каталонии «Жнецы»... Фредерик Момпоу и переосмысление традиционной каталонской музыки... Пау Казальс и его «Песнь птиц»... Мощный чистый голос Жауме Арагаля... Монтсеррат Кабалье и воспоминание о восьмиминутной овации на Олимпийских Играх Барселоны после ее дуэта с Фредди Меркьюри... Сопрано Виктория де лос Анхелес и ее изысканный голос... Исаак Альбенис... Роберт Г ерхард... Энрик Гранадос и его встреча с импрессионистами... Эдуард Толдра и Чавье Монтсальватже... Жозеп Каррерас и более двенадцати сезонов с легендарным Г ербертом фон Караяном... и Жорди Саваль и его виртуозное владение виолой да гамба. Это лишь немногие подтверждения того, что Каталония – это музыка.

 

Старинная и церковная хоровая музыка

Традиция каталонского хорового пения зародилась 600 лет назад в горах Монтсеррат и до сих пор старинные мелодии звучат на фестивалях, проводимых в этом памятнике каталонской архитектуры. Сегодня выдающиеся музыканты возрождают духовную
музыку, созданную в монастырях средневековья.

Первым документальным свидетельством древней каталонской музыки — в жанре танцев и песен — является «Красная книга» Монтсеррата. Этот свод анонимных текстов, созданный 600 лет назад, послужил основой, на которой впоследствии будет возведено здание духовной музыки каталаноарагонского королевства. Современные коллективы типа «Компания Электрика Дхарма» и представители фолк-музыки продолжают создавать вариации на темы «Красной книги», тем самым упрочивая ее основополагающее значение. «Песнь Сивиллы» и «Красная книга» – самые яркие образцы музыкального наследия, развившегося в богатую традицию в монастырях – оплотах культуры в период Средних веков.

В эпоху Ренессанса и Барокко господствующее положение заняла полифоническая духовная и светская музыка, примером которой служит «Песенник герцога Калабрийского». На этом периоде сосредоточены исследования и творчество гамбиста и дирижера Жорди Саваля. Уникальность репертуара ансамблей Hesperion xx, la Capella Reial de Catalunya и Le Concert des Nations, созданных им совместно с Монтсеррат Фигерас, подчеркивает высочайший уровень исполнения. К исполнителям старинной каталонской музыки также относятся Монтсеррат Фигерас, хор Musica Reservata и ансамбль старинной музыки Ars Musicae, хорошо известный на международных сценах.

Хоровые коллективы – наиболее распространенное и динамичное увлечение, насчитывающее в Каталонии многочисленных участников и поклонников. Во многих каталонских городах есть свои хоры, среди которых особо выделяется «Эсколания де Монтсеррат». Также большой известностью пользуется «Каталонский Орфеон», основанный в конце xix в. Льюисом Мильетом и Амадеу Вивесом. «Орфеон» и «Камерный хор» размещаются в великолепном здании эпохи модерна (с современной пристройкой Оскара Тускетса) – барселонском Дворце Музыки, знаменитым своим недавно отреставрированным органом, на котором исполняли каталонскую органную музыку xviii века такие музыканты, как Антон Местрес.

 

Монтсерратское аббатство
Детские голоса хора «Эсколания де Монтсеррат» вызывают восхищение во всем мире. Ежедневно в 13.00 и 18.45 ч. можно в исполнении этого хора послушать гимны «Сальве» и «Виролай». Также представляют интерес базилика, образ Богоматери, музей Монтсерратского монастыря и природный парк горы Монтсеррат.


Классическая и современная музыка

Классическая и современная каталонская музыка – естественное продолжение блестящей музыкальной традиции Средневековья и Ренессанса. Каталония – земля композиторов и выдающихся музыкантов.

В xviii образцом для подражания у соотечественников был падре Антони Солер, не потерявший своего авторитета и у новых поколений
музыкантов. По окончании смутного периода после войны за Испанское наследство и поражения каталонского Восстания жнецов для каталонской культуры наступило возрождение – Ла Ренашенса. Франсеск Альо и его «Народные каталонские песни», Энрик Морера и Жауме Паиса стали провозвестниками блестящей плеяды xx века: Энрик Гранадос, Фредерик Момпоу, Эдуард Толдра, Чавье Монтсальватже и Исаак Альбенис – вот несколько величайших имен, принадлежащих истории классической каталонской музыки.

В дальнейшем Каталония с интересом воспримет додекафоническую революцию Шёнберга и Берга, серийность, политональность, микротональную музыку, конкретную музыку и алеаторику Кейджа, продолжая творить современную музыку и сегодня. Здесь могут быть упомянуты такие выдающиеся современники, как Жозеп Мария Местрес Куадрень и его группа Música Oberta, Жоаким Омс, Чавье Бенгерел, Жоан Г инжоан, Жозеп Серкос, Жозеп Солер, Бенет Казабланкас, Жозеп Мария Баланья, Мерсе Капдевила, Анна Бофиль Леви, Альберт Сарда, Альберт Г иноварт и многие другие. А также тесно связанные с Каталонией композиторы Карлес Сантос и Барбара Хелд. Оркестр Кадакеса и фирма грамзаписи «Тритон» также проявляют бурную новаторскую деятельность в этой сфере. Стараниями всех этих творческих деятелей современная каталонская музыка присутствует в репертуарах лучших оркестров мира и звучит в самых престижных залах.

Каталония подарила миру таких блестящих композиторов и исполнителей, как Пау Казальс, родившийся в Вендреле. Сюда же можно причислить и пианиста Эмили Бласко, флейтиста Клауди Аримани и участников Miró Ensemble, частых гостей престижных сцен мира. Среди руководителей оркестров следует назвать такие имена, как Антони Рос Марба и Жозеп Понс, а из самых известных каталонских коллективов – Симфонический Оркестр Барселоны и Симфонический оркестр театра «Лисеу».

Сегодня современная музыка составляет репертуар барселонского концертного зала «Аудитори» и преподается будущим композиторам в Высшей музыкальной школе Каталонии. Каталонская ассоциация композиторов и концертный цикл Avui Música вносят вклад в создание творческой панорамы, удовлетворяя запросы самой любознательной публики.

Каталония дала миру много знаменитых имен. Имя музыканта и композитора Пау Казальса, наверное, одно из самых громких. У многочисленных поклонников таланта великого виолончелиста есть возможность посетить его дом-музей в городе Вендреле.

Опера

История оперного театра «Лисеу» – это яркий пример любви каталонцев к опере. На сценах известнейших оперных театров мира каталонские тенора и сопрано -Жауме Арагаль, Жозеп Каррерас, Виктория де лос Анхелес, Монтсеррат Кабалье - эту лирическую страсть.

Увлечение оперой – это в Каталонии давняя традиция. Как и другие крупные европейские столицы, Барселона в середине xix века посвятила свой величественный храм музыки – Оперный театр «Лисеу» – величайшим оперным произведениям и композиторам, среди которых был и Фелип Педрель (1841-1922) с его вагнерианской трилогией «Пиренеи», «Селестина» и «Граф Арнау».

Каталонская буржуазия превратила «Лисеу» в центр общественной жизни. Плохо ли, хорошо ли, но атаки анархистов на здание театра лишь утвердили значение этого символа.

В 1994 году здание разрушил пожар. Г ород был потрясен. Была организована широкая кампания по сбору пожертвований. В реконструкции приняли участие архитекторы Игнази де Сола-Моралес, Льюис Дилме и Чавье Фабре. Результат был блестящий: театр восстановили в его прежнем виде, как того хотели барселонцы, и при этом оснастили современными технологиями.

Но любовь к опере свойственна не только Барселоне. Новый оперный театр в Сабаделе, детище общества Друзей оперы, с его постоянной программой – это всего лишь один из примеров.

Каталония подарила миру много имен прославленных мастеров вокала. Имя знаменитого тенора Франсеска Виньяса носит престижный международный конкурс певцов. На сценах лучших оперных театров мира выступают такие мастера, как Жауме Арагаль, Жозеп Каррерас, Виктория де лос Анхелес и Монтсеррат Кабалье. Среди певцов младшего поколения блистают Жозеп Брос, Монтсеррат Марти и Нурия Риал.

 

Традиционная и народная музыка

Именно бродячие певцы-трубадуры и поэты-сефарды стояли у истоков каталонской музыкальной традиции. Чуть позже появляется
сардана - сдержанный, хоть и непростой народный танец, который по воскресеньям традиционно танцуют по всей Каталонии. На побережье звучат хабанеры – песни, привезенные по морю с Кубы, ностальгия по потерянному Карибскому побережью.

Музыкальное чувство Каталонии сплавлено традицией. В Средние века жоглары и трубадуры путешествовали по землям каталано-арагонского королевства. Они пели на зарождающемся каталанском языке, и вскоре он стал языком литературным.

В еврейских кварталах таких городов, как Жирона, поэты сочиняли стихи на сефардском языке. И эти народные песни веками жили в памяти простых людей. Певцы группами и по одиночке восстанавливают слова и мотивы для грядущих поколений.

Жауме Арнелья стал первым исполнителем возрожденных им к жизни задорных кабацких песен. Такие группы, как «Примера Нота», «Урбалия» и «Элс Министрилс дел Раваль», вернули нам ритмы хоты, польки и чечетки.

Самый известный в мире и самый популярный народный танец Каталонии – это сардана. Каждое воскресенье на главных площадях городов и селений Каталонии пляшут сардану. Сардана стала символом братского единства этого народа, в сдержанности и скромности этого танца кроется музыкальное отражение чистоты каталонской готики.

Фестиваль фольклора, устраиваемый Центром «Artesà Tradicionàrius», помогает сохранить жизнь народной каталонской музыки и представляет новые ее формы и труды по ее возрождению. Квартет «Кико эль Селио, Эл Ной и эль Мут де Феррериас» из Земель Эбро, певицы Роса Сарагоса и Мария Лаффитте, такие группы, как «Эл Понт д’Аркалис», «Эл Кау дел Льоп», «Мескла» и «Ла Каррау», являют собой пример удивительной жизнеспособности народной музыки каталонского происхождения. Такие инструменты, как народная свирель или колесная лира, обретают новое звучание в руках молодых музыкантов.

Хабанера стала одним из самых распространенных видов народной песни в прошлом веке. Она родилась в море, когда в 1898 г. каталонских солдат перевозили на Кубу. Каталонцы ее признали, а великий композитор Ортега Монастерио, автор знаменитой хабанеры «Мой дед», и его коллектив «Каваль Бернат» придали моряцкой песне особую выразительность.

Хабанера прежде всего выражает тоску по потерянным краям. Хабанеры, баркаролы, вальсы и корнады – эта музыка живет в народной памяти Каталонии. И такие группы, как «Порт Бо» и «Порт Вель», продолжают их исполнять.

 

Джаз и блюз

Джаз появился в Каталонии в середине прошлого века. Все началось с концертов в небольших джазовых залах и клубах (La Cova del Drac, Pipa Club, Harlem или La Boite), теперь они стали легендой.

В Каталонии джаз нашел себе второй дом. Еще в 40-х гг. каталонцы с энтузиазмом восприняли негритянскую музыку, позволив себя увлечь ритмичному джазу больших оркестров. В Барселоне, Террассе, Сабаделе и других каталонских городах атмосфера заведений, где звучали джаз и блюз, зачаровала многих волшебной магией новой негритянской североамериканской музыки. В салонах центральных отелей столицы устраивалось множество коротких джазовых концертов. Появились заведения, ставшие символом барселонских вечеров, – La Cova del Drac, Pipa Club, Harlem и La Boite. Каталония сдалась джазу безоговорочно. Неподражаемый слепой пианист Тете Монтолиу, каталонец с негритянской душой, – один из лучших в истории. Его дуэты с певицей Нурией Фелиу – это коллекционные шедевры, а тройной союз Орасио Фумеро, Пира Вибориса и их манеры интерпретации джаза до сих пор вдохновляют молодых музыкантов.

Музыкальная школа «Тальер де Музикс» с ее прославленным клубом JazzSí продолжает воспитывать новых джазовых музыкантов и оказывает им помощь.

Братья Росси, которые аккомпанируют музыкантам уровня Брэда Мелдхау, питомца клубов Барселоны, или Агусти Мартинес и Льиберт Фортунь,– все они представляют будущее страны, влюбленной в джаз и посвящающей ему фестивали во всех точках своей географии.

Блюз тоже ярко представлен в Каталонии. Создание Общества блюза Барселоны – это очередной шаг к дальнейшему укреплению этого жанра, в котором блистают виртуоз губной гармони Висенте Сумель, Виктор Урис или поющая блюз на каталанском Биг Мама Монтсе. Программы концертов в различных городах, увеличение количества музыкантов и дисков – все это лишь подтверждает пристрастие каталонцев к блюзу.

 

Авторская песня

Группа «Элс Седзе Жуджес» стала основоположницей каталонской авторской песни в шестидесятые годы. Они выражали, хоть и несколько в ином ключе, стремление к национальному самоопределению и свободе, близкое к мятежным настроениям Франции мая 1968г. Жоан Мануэль Серрат, Льюис Льяк, Марина Росель, Раймон, Овидий Монтльор, Кико Пи де ла Серра и Мария дель Мар Бонет становятся звездами движения «Нова Кансо» («Новая песня»). Чуть отличаются по духу более анархичные Пау Риба, Орьол Трамвиа, Жауме Сиза. Но все они формируют традицию каталонской авторской песни, которая продолжится и после диктатуры Франко.

Первыми были «Элс Седзе Жуджес», но почти сразу же появились Жоан Мануэль Серрат, Кико Пи де ла Серра, Рамон Мунтанет, Мария дель Мар Бонет с Мальорки и валенсийцы Раймон и Овидий Монтльор. Некоторые их них вторят каталонской поэтической традиции (Раймон поет на слова Аузиаса Марка, Мария дель Мар Бонет исследует ритмы Средиземноморья), но все они творят на границе недозволенного, бросая вызов устоям. Их выступления запрещаются или проходят под надзором полиции. Не все диски пропускаются цензурой. Студенческое и демократическое движение превращает некоторые из песен в настоящие гимны (Diguem no Раймона или L'estaca Льяка). Прогрессивно настроенные барды поют свои песни покаталански даже за пределами Каталонии – в Мадриде и Андалусии.

Им близок дух Франции 68 года, но им приходится противостоять диктатуре, видящей в них зародыш опасной демократической оппозиции. Более праздничные, игривые и беззаботные, балансируя между универсализмом и анархией, примыкают к этому движению Пау Риба, Орьол Трамвиа, Жауме Сиза. Но и к ним франкистский режим относится с недоверием. Все вместе эти барды создают саундтрек целой эпохи.

В восьмидесятые годы, уже при демократии, такие тонкие поэты, как Жоан Исаак, задают Нова Кансо лирическое направление, еще больше упрочивая уже хорошо укоренившуюся, но непрестанно обновляющуюся традицию каталонской авторской песни. Сегодня эту традицию несут, вдыхая в нее новую жизнь, Альберт Фибла, Рожер Мас и Фелиу Вентура.

 

Каталонская румба и фламенко

В румбе выразилось все богатство смешения культур, привезенных эмигрантами в Каталонию. Счастливый союз фламенко и каталонской румбы начался с Кармен Амайи и «Лос Тарантос», за ними последовали Перет, Гато Перес, «Лос Манолос», затем: «Эстопа», «Охос де Брухо», «Макако» или «Ла Троба Кунг-Фу»... Вот оно – звучание Барселоны!

Помимо Андалусии, традиция фламенко лучше всего принялась в Каталонии. Волны эмиграции, следующие одна за другой с первой половины xx века, благоприятствуют встрече этих средиземноморских культур. В пятидесятых годах появляются такие легендарные фигуры, как танцовщица Кармен Амайа, и в Барселоне множатся залы фламенко – tablaos.

Из среды городских цыган, поселившихся в основном в квартале Грасиа, родилась “каталонская румба” , самыми яркими представителями которой стали Перет и Эль Пескаилья, и дуэты «Лос Амайа» и «Сабор де Грасиа». За ними последует Гато Перес, аргентинец с каталонской душой. Гато передал дух (“sabor”) румбы выступлениям народных оркестров и балам во дни народных праздников. Классический “вентиладор” (название характерной для этого стиля манеры игры на шестиструнной гитаре) становится
отличительным признаком каталонской музыки. Выступление «Лос Манолос» на праздничном закрытии Олимпийских игр в Барселоне 1992 г. дает румбе международную известность. После них всемирную популярность получит “ультрарумба” дуэта «Эстопа». И большим сюрпризом окажется целый ряд таких разнородных коллективов, как «Охос де Брухо», «Макако» и «Ла Троба Кунг-Фу», смешавших каталонскую румбу с латинскими ритмами. Их заслуга в том, что в Европе и Америке начинают говорить о «звуке Барселоны».

Фламенко в своем самом чистом выражении тоже обновилось и развивается на каталонской земле, что доказывает творчество кантаоров Мигеля Поведы, Дукенде и Майте Мартин. Это – глубокое, осмысленное, бескомпромиссное фламенко, фламенко с большой буквы.

 

Поп и рок-музыка

В Каталонии поп и рок-музыка легко прижились. Уже в 60-х гг. образовались такие группы, как «Лос Сирекс», «Лос Дьяблос», «Лос Мустанг» или «Лос Сальвахес». Чуть позже появился рок на каталанском языке – «Компания Электрика Дхарма» исполняла в ритме рока местные мелодии в традиционной оркестровке.

В Каталонии увлечение рок-музыкой было столь же сильным, как и на ее родине. Молодежь жаждала услышать эти заразительные американские и европейские ритмы, которые только-только начали пробиваться в страну, закрытую в политическом и культурном смысле. И сразу же стали множиться местные рок-группы, подхватившие свежий бунтарский дух этой музыки.

Певшие на английском и испанском «Лос Сирекс», «Лос Дьяблос», «Лос Мустанг» и «Лос Сальвахес» были пионерами поп и рок-музыки 60-х гг.

Чуть позднее появился рок на каталанском, так называемая «она лайетана». Здесь особую роль сыграла группа «Компания Электрика Дхарма», соединившая традиционные каталонские мелодии и инструменты типа свирели с навязчивыми, хорошо запоминающимися припевами в стиле международной поп-музыки.

В 70-х гг. на сцену вышли музыканты, полностью изменившие восприятие музыки в нашей стране. Дуэт «Иа и Батисте», с одной стороны, и абсолютно ни на кого не похожий Пау Риба, с другой, – это основные фигуры движения, в которое потом влились такие группы, как «Макина», «Тапиман» и «Оркестра Мирасоль», включившие в свой арсенал все новейшие тенденции англосаксонской музыки, прогрессивного рока и хард рока.

Вышли первые диски солистов – Жоана Бибилони, Ремижи Палмеро и Энрика Эрнаэса – и групп типа «Ла Мадам» или «Дабл Бабл», игравших более легкую и веселую поп-музыку.

На такой богатой почве нашлось место и для целого питомника настоящих эстрадных звезд, которые вышли на сцену в 80-е гг., в период бурного расцвета каталонской рок и поп-музыки. «Сау» – дуэт в составе Пепа Сала и Карлеса Сабатера – и «Сопа де Кабра», а также более молодой Жерар Кинтана – эти имена всего лишь открывают длинный ряд таких стилистически непохожих друг на друга групп, как «Элс Петс», «Сангтраит», «Лакс’н’Бусто», «Китч», «Госсос», «Брамс» или «Г лаукс». И все это «каталонский рок», распространившийся по всей стране и пользующийся успехом у публики и критиков.

Новые каталонские группы превратились в пример для подражания для целого поколения музыкантов и коллективов, которые сейчас продолжают их путь. Такие группы, как «Абус», «Рефри», «Г лиссандо», «Араматеш» и многие другие, – это творческое выражение нынешнего поколения каталонцев. Благодаря такой панораме Каталония не остается вне круга гастролей известнейших международных групп.

 

Независимая, электронная и авангардная музыка

Новые течения электронной и авангардной музыки родились в Каталонии спонтанно, как альтернатива коммерческой музыке. Их распространяли dj, работающие в клубах, независимые брэнды и крупные фестивали.

Благодаря небольшим лейблам, ставшим пионерами в распространении альтернативной музыки, таким как В-Core, или более поздним, например, Synnamon и Bankrobber, развивающим бурную деятельность, музыканты каталонского андерграунда в последние годы получили возможность выступать перед публикой, настроенной в духе нонконформизма и интересующейся некоммерческой музыкой.

Первые группы пели на английском языке, потом появились артисты и продюсеры типа Кими Портет или Марка Паррота, которых трудно отнести к какому-то определенному стилю. Затем пришла очередь таких музыкантов, как Рауль Фернандес и его группа Refree. Независимая музыка продемонстрировала свою жизнестойкость и стремление выйти за пределы каталонских границ.

Авангардные течения всегда присутствовали на музыкальном небосклоне культурной жизни Каталонии, ее артисты в своих поисках далеко уходили от установленных границ и музыкальных условностей и творили с ощущением полной свободы.

В Каталонии нонконформистские и радикальные настроения выражались в особой яркости стиля и индивидуальности. Как пример можно привести музыкантов Виктора Нубла, Суз или Ио Казино. Такие группы, как Macromassa или Jumo, ставшие в 70-х и 80-х гг. революционерами сцены, работали в содружестве с театральными коллективами, например, с «Ла Фура дел Баус», балетными труппами, такими как «Ланонима Империал», и представителями других видов искусств.

Их влияние до сих пор прослеживается в творчестве таких диджеев, как безвременно ушедший легендарный Sideral или Joc и Spay и многих других, работающих в самых модернистских клубах Барселоны, но прежде всего оно ощущается в фестивале Sónar – самом ярком фестивале музыкального сезона Барселоны. Этот Международный фестиваль авангардной музыки и мультимедийного искусства, проходит в барселонском Центре современной культуры и на других сценических площадках города.

Фестиваль LEM, проводимый под эгидой общества «Грасиа Территори Сонар», представляет новейшее экспериментальное творчество. Фестиваль Remor в Жироне собирает каталонских и зарубежных представителей авангарда и современных направлений музыкального творчества.

Это – отправной пункт для оживления творческой активности и экспериментальных поисков. В настоящее время самыми интересными представителями этого направления считаются такие молодые каталонские артисты, как Гилье Марторель, Мигель Юсте или группа 12Twelve.